idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

СХОДИЛ НА СПЕКТАКЛЬ, СТАЛО ГРУСТНО И СТРАШНО!..


Давно мечтал сходить именно на этот Моно-спектакль в исполнении Алмаса Амирова. Много слышал, да и интересно, чем может занимать зрителей один актер в течение 2-х часов.

И вот, спасибо Алексей Шушпанов и газете "Аргументы и Факты" за приглашение, мечта сбылась, как говорится.

Итак, "Цыпленок из букваря". Судя по названию, похоже на комедию. Да и знаю Алмаса и роли, которые он обычно играет... Не только я, но большинство в зале, были настроены смотреть именно комедию. И даже временами было смешно. А потом пронзительно грустно, и в конце даже страшно...

Это не история в обычном понимании слова, не сюжет, а приоткрывание занавеса во внутренний мир человека. В данном случае в некотором смысле ущербного, обиженного и умом и судьбой.

И это не так смешно, как может показаться поначалу. Любое отверстие в человеке, через которое можно заглянуть ему в душу - это страшно. Даже мельком посмотрев сквозь эту дырку, понимаешь, что даже самая, на первый взгляд, маленькая душонка, внутри полна красок. Не обязательно ярких, но смачных!
И чем больше подробностей мы там видим, тем страшнее.

Потрясающе, конечно, и Алмас Амиров это сумел показать, очень выпукло. Легко играть красивого благородного героя или драматического персонажа. А сыграть... Даже непросто мелкого ущербного человечка, а его внутренний мир... Наверное, очень трудно... И актер это смог. Впрочем, кто бы сомневался.


Сценарий?..
Я кстати, до вчерашнего похода в театр не знал, что спектакль поставлен по эстонской пьесе. И имена и действие немного адаптированы под наш регион. Спектакль, кстати, играется и на башкирском языке. Но мы смотрели его русский вариант.

Каркас пьесы довольно прочный. По ходу развития сюжета зритель сталкивается с тем, что те упоминаемые персонажи, которых он поначалу принимал за положительных, оказывались отрицательными. А отрицательные, наоборот, или положительными, или жертвами отрицательных.

Причем преподносится такая трансформация не разом, а порционно. Так, что сначала даже при получении определенной негативной информации о персонаже, зритель не спешит менять положительное мнение о нем на отрицательное. Воспринимает это как курьез. Исправимый курьез. Но потом, дальше - больше. И уже обаяние сменяется сначала замешательством, а потом страхом.

На мой взгляд, это верх мастерства сценариста.
Правда, обязательная в подобных случаях, обратная трансформация мировозрение героя в финале, не была слишком убедительная. Не хватило сильной мотивации. Но этот небольшой недостаток меркнет перед тем, как остальные составные части сюжета, умело обыгранные главным героем, помогали нам погружаться в его внутренний мир. Это было сильно!..

После спектакля было небольшое обсуждение и ответы актера, игравшего спектакль, на вопросы. Там он упомянул, что зрители ему рассказывали, что встречали в своей жизни людей, похожих на его героя в деталях. Да Господи! Их пруд пруди! Каждый из нас встречал. Но просто не зацикливал свое внимание. В жизни они нам не так интересны. Не говоря уж, чтоб останавливаться, чтобы заглянуть им в души.

Глубоко в души. Намного глубже, чем упоминаемый в произведении профессор Магафуров. Который, даже будучи умным и проницательным человеком, не разглядел сущность главного героя до конца! А Ведь они, эти неприметные ущербные людишки вокруг нас, не такие уж простые, как нам кажутся.

Режиссер, предложивший сыграть эту роль в этом моно-спектакле, Алмасу Амирову, не спроста доверил ее ему. Разглядел потенциал. Разглядел, что Алмас сумеет разглядеть, вжиться и передать до зрителя сущность играемого им персонажа так, чтобы зритель ее тоже мог разглядеть со всех сторон.

Мораль? Идея?
Можно тужится и пытаться объяснять, что спектакль о том-то или о том-то...
Мне кажется это лишнее. Он просто о том, о чем показывают со сцены. О таракашках в голове маленького ущербного человечка. И больше ни о чём. Заморачиваться в поисках еще какого-то смысла не стоит.

Спектакль и смешон, и страшен именно этим.
Если он еще раз будет ставиться, надо идти. Обязательно сходите.


Tags: "Цыпленок из букваря", Алмас Амиров, Театр, спектакль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment