idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

"ИЗ УФЫ С ЛЮБОВЬЮ" - ФИЛЬМ СДЕЛАННЫЙ С ЛЮБОВЬЮ К УФЕ.


Эту картину должен посмотреть каждый уфимец. Она прекрасна. По другому и не могло быть. Потому что в природе и обществе существует правило поступательного развития. И когда-нибудь башкирский кинематограф должен был выйти на эту очередную ступень своего развития.

Ничего сверхъестественного не случилось. Картина получила Грант Главы республики Хамитова Рустэма Закиевича - появилось финансирование. Главный режиссер Айнур Аскаров - выходец из известной творческой семьи, имеет не только призвание и получил хорошее профильное образование, но и успел пообтесаться на короткометражках. Причем талант его был замечен в первой же его картине "Енмеш". Еще тогда было понятно, что парень пойдет далеко.

Далее, - нельзя сбросить со счетов тот факт, что команда молодого режиссера работала не на пустом месте, а на поле, обильно вспаханном и удобренном старшими коллегами - Маликом Якшимбетовым, Риязом Исхаковым и другими.

И еще далее - сценарист фильма Айдар Акманов. Наиболее удачный фильм, по которому он известен башкирскому зрителю - "Ловец ветра". А вообще-то он автор более десятка киносценариев республиканского и федерального уровня.
И уже когда стало известно, что новый проект "Из Уфы с любовью" будет делаться в тандеме Айнур Аскаров - Айдар Акманов, у меня не было сомнения ни в стиле, в котором предстанет продукт перед зрителем, ни в его успехе.

Жалко, что во многих восторженных отзывах о фильме наряду с режиссером не упоминается и этот наш талантливый земляк, сын достойных родителей -Айдар Акманов. Я думаю, что башкирский зритель еще не раз услышит о нем. Кстати, мне показалось, что в одной из эпизодических ролей в фильме мелькнула и его мама - известный в республике театральный деятель Фардуна Касымова.

Правда, неожиданным приятным открытием стало то, что режиссер возьмет на себя и функции продюсера и... Довольно удачно! Так и хочется сказать словами одного из персонажей башкирского фильма еще советского времени:
- Маладис! Собака-малай!)


Я ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО ФИЛЬМ МОГУТ ОБВИНИТЬ В НЕКОМ НАСТУПЛЕНИИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТОИ.

После просмотра фильма у меня возникла мысль, что некоторым радетелям национального отдельные приемы, использованные в фильме и часть сценок могут не понравится. Так и получилось. В сетях, диссонансом общему восторгу, появились и отеческие упреки. Мол, как же так, против устоев?..

Действительно, даже общая идея фильма, основанная на конфликте главного героя - башкирского паренька из деревенской глубинки - стремящегося к урбанизации и глобализации и его бабушки - радетельницы патриархального уклада - очень смелый ход. Лет десять назад она бы точно не прокатила и была бы зарублена на стадии утверждения сценария. Даже пять лет назад такая идея фильма вызвала бы много пересудов. А сейчас - нет. Массовым Башкирским зрителем фильм воспринимается вполне адекватно.

На самом деле, фильм несет в себе очень великую и правильную идею для нашего народа - перспектива в урбанизации и интегрировании в всеобщую глобализацию. Это не смерть для нас, а напротив - в этом выживание.

Все народы рано или поздно проходят стадии перехода от пещер в хижины, от хижин в деревни, из деревень в города. Древние Шумеры и Рим прошли эту стадию до нашей эры, Европа - несколько сот лет назад, Россия в общем и целом - в середине 20-го века - в период индустриализации.

И только апологеты сохранения национального башкирского и татарского продолжают думать, что мы должны продолжать жить в деревнях. Типа, если исчезнет деревня, то исчезнет и этнос. Не исчезнет! И этот фильм про это. Смело и современно. Режиссер и сценарист - молодцы.

Создатели фильма размещают своих героев на стыке деревни и города. Это присуще многим Башкирским авторам современных художественных, драматургических и кинематографических произведений. И это не только желание угодить как сельскому, так и городскому зрителю (читателю). Это точное отображение сегодняшней действительности. Это наше общество сейчас находится между городом и деревней. Как сказал один из персонажей фильма:
- Да тут в Уфе - половина людей из деревни.

А буквально двадцать лет назад главными персонажами произведений всех башкирских авторов были сельчане. Прогресс, однако. И это радует.

Раз уж речь зашла об упреках по отношению к фильму, упомяну еще об одном. Дескать, звучали в фильме слишком уж фривольные фразы на башкирском.
Посмотрев фильм я понял о какой фразе речь. Страшного ничего в использовании этой фразы не нашел. Это обычный речевой оборот, используемый старшим поколением. Все норм.


СЦЕНАРИЙ РУГАТЬ НЕ БУДУ.

Есть ли в сценарии недостатки? Есть. Да-да, есть! Но они такие... Видно, что они присутствуют в фильме не из-за того, что сценарист или режиссер не умеют или не знают. А просто где-то чуть недоработали, упустили - глаз замылился и т д. Поэтому я о них даже упоминать здесь не буду. Уверен, создатели фильма и сами про них прекрасно знают и готовы работать в будущем, учитывая полученный опыт.

А вот про достоинства скажу. Многие отметили, что фильм получился интересным. Практически все, кто смотрел фильм отмечают - фильм интересный. Почему? Случайностей не бывает. Айдар очень скрупулёзно оттачивал сценарий, а Айнур мастерски его использовал.

Я обращал внимание именно на наличие таких приемчиков и мулек, которые заставляют зрителя сопереживать. Их невозможно использовать на протяжении всего фильма случайно или по наитию. Создатели фильма могут или обладать этим мастерством или нет. В данном случае - обладают.

И значит - успех не случаен. И значит мы имеем полное право ожидать от команды интересных и хороших фильмов и в дальнейшем. Вот это радует больше всего. Уфа становится действительно киношным городом!

ИГРА АКТЕРОВ.

Тоже слышал разное до собственного просмотра. Некоторые говорили , что недоигрывают; другие, что переигрывают. Что герой второго плана затмевает главного героя своей игрой.

Ну... Немного самодеятельности в игре актеров есть. Не без этого. Но только в том плане, что есть к чему стремится. Главное - зритель не дурак. Видит это и прощает, ради других достоинств фильма.

А вот с утверждением, что актер, играющий главного героя, сыграл хуже, чем его напарник, я бы не согласился. Игра была не хуже. Аскар Нагаев играл скромного сельского паренька с отвисшей челюстью от огней большого города и сыграл хорошо.

Очень-очень милое впечатление оставила своей игрой Полина Смыковская. Можно влюбиться. Молодец.

Про удачный ход с привлечением на множество второстепенных ролей известных театральных актеров и медийных людей повторятся не буду. Было отмечено многократно и справедливо оценено по достоинству.


АХ, И МУЗЫКА!..

Композиторов, как я понял, было три: Руслан Шафиков, Камиль Абдуллин и Ильдар Шакир. Поэтому и саундтрек разноплановый и разного стиля. В первую очередь - песни. Но какие песни! Создатели фильма - скиньте мне песни, которые звучат в этом фильме! Особенно - финальную. Жду!

ВПЕРВЫЕ ИЛИ НЕ ВПЕРВЫЕ?..

Была еще одна дискуссия по поводу этого фильма - впервые или не впервые, первопроходцы или продолжатели традиций...

Мое мнение: фильм несомненно - огромный шаг вперед в башкирском кинематографе. Хотя бы потому, что это первый полнометражный фильм, удачно вышедший в широкий прокат. А значит, вышедший на рынок. Именно в этом я вижу его прорывность. Но это - очень и очень много! Одно дело - делать продукт для себя и для немногочисленных единомышленников и друзей, а другое - для широкого потребления.

Аскар, как режиссер, и как продюсер доказал, что для башкирского кино это возможно. Фронт прорван и башкирское кино, наконец, вышло на оперативный простор (простите меня за военную терминологию, меня опять понесло).

Но обольщаться не стоит. Конечно же, это случилось именно потому что, фильм Аскара - это прямое продолжение традиций более старших и не менее ярких представителей Башкирского кинематографа - Малика Якшимбетова, Булата Юсупова, Рияза Исхакова, создателей многочисленных телевизионных фильмов.

И Айдар Акманов, сценарист фильма - сам является живой цепочкой этой традиции. Он был сценаристом многих более ранних башкирских игровых фильмов. Где-то удачных, где-то неудачных. Набивая шишки рос и сам вместе с Башкирским кино. И вот - вырос.

Кстати, по стилю сценарий фильма "Из Уфы с любовью" даже напоминает сценарий более раннего фильма Айдара - "Ловец ветра". Тот, кстати, тоже был удачным. Просто, видимо, хорошего продюсера на тот момент для картины не нашлось.

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

А дальше, если Айнур Аскаров и члены его команды от невостребованности, безысходности и безденежья не уедут в Москву, то их скорее всего пригласят в Казань. Поднимать татарское кино. Татары любят это делать руками наших специалистов, которые не нужны собственной родине.

Последние двадцать пять лет были периодом бурного расцвета национальной эстрады. Именно эстрада определяла рост татарской и башкирской культуры. И большой, практически грандиозный вклад в развитие эстрады в Татарстане сыграли выходцы из Башкортостана. А что? Казань их любила квартирами, высокими заработками, записями альбомов, продвижением.

Чувствую, что ближайшие десять-двадцать лет дальнейший рост национальной культуры будет определяться в немалой степени развитием национальной кинематографии. У нас в республике, наконец, выпестовалась плеяда талантливых, грамотных, в расцвете творческих сил, амбициозных киношников. Причем, представлены они и режиссерами, и сценаристами, и операторами и другими специалистами.

И это те, кто остался! Ведь кто-то умер, кто-то переквалифицировался, многие уехали за лучшей долей в Москву и там получили признание и хорошую работу.
И вот наконец, количество дало качество - и среди не умерших, не предавших свою профессию и не уехавших, выпестовалась гвардии (речь не только о создателях фильма "Из Уфы с любовью"). Киношная гвардия, способная поднять наш республиканский кинематограф на очень высокий уровень. Оценим ли? Поддержим ли? Посмотрим.

Tags: Артур Идельбаев, Из Уфы с любовью, рецензия, фильм
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments