idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

"ИЗ УФЫ С ЛЮБОВЬЮ" - ФИЛЬМ СДЕЛАННЫЙ С ЛЮБОВЬЮ К УФЕ.


Эту картину должен посмотреть каждый уфимец. Она прекрасна. По другому и не могло быть. Потому что в природе и обществе существует правило поступательного развития. И когда-нибудь башкирский кинематограф должен был выйти на эту очередную ступень своего развития.

Ничего сверхъестественного не случилось. Картина получила Грант Главы республики Хамитова Рустэма Закиевича - появилось финансирование. Главный режиссер Айнур Аскаров - выходец из известной творческой семьи, имеет не только призвание и получил хорошее профильное образование, но и успел пообтесаться на короткометражках. Причем талант его был замечен в первой же его картине "Енмеш". Еще тогда было понятно, что парень пойдет далеко.

Далее, - нельзя сбросить со счетов тот факт, что команда молодого режиссера работала не на пустом месте, а на поле, обильно вспаханном и удобренном старшими коллегами - Маликом Якшимбетовым, Риязом Исхаковым и другими.

И еще далее - сценарист фильма Айдар Акманов. Наиболее удачный фильм, по которому он известен башкирскому зрителю - "Ловец ветра". А вообще-то он автор более десятка киносценариев республиканского и федерального уровня.
И уже когда стало известно, что новый проект "Из Уфы с любовью" будет делаться в тандеме Айнур Аскаров - Айдар Акманов, у меня не было сомнения ни в стиле, в котором предстанет продукт перед зрителем, ни в его успехе.

Жалко, что во многих восторженных отзывах о фильме наряду с режиссером не упоминается и этот наш талантливый земляк, сын достойных родителей -Айдар Акманов. Я думаю, что башкирский зритель еще не раз услышит о нем. Кстати, мне показалось, что в одной из эпизодических ролей в фильме мелькнула и его мама - известный в республике театральный деятель Фардуна Касымова.

Правда, неожиданным приятным открытием стало то, что режиссер возьмет на себя и функции продюсера и... Довольно удачно! Так и хочется сказать словами одного из персонажей башкирского фильма еще советского времени:
- Маладис! Собака-малай!)


Я ПРЕДПОЛАГАЛ, ЧТО ФИЛЬМ МОГУТ ОБВИНИТЬ В НЕКОМ НАСТУПЛЕНИИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТОИ.

После просмотра фильма у меня возникла мысль, что некоторым радетелям национального отдельные приемы, использованные в фильме и часть сценок могут не понравится. Так и получилось. В сетях, диссонансом общему восторгу, появились и отеческие упреки. Мол, как же так, против устоев?..

Действительно, даже общая идея фильма, основанная на конфликте главного героя - башкирского паренька из деревенской глубинки - стремящегося к урбанизации и глобализации и его бабушки - радетельницы патриархального уклада - очень смелый ход. Лет десять назад она бы точно не прокатила и была бы зарублена на стадии утверждения сценария. Даже пять лет назад такая идея фильма вызвала бы много пересудов. А сейчас - нет. Массовым Башкирским зрителем фильм воспринимается вполне адекватно.

На самом деле, фильм несет в себе очень великую и правильную идею для нашего народа - перспектива в урбанизации и интегрировании в всеобщую глобализацию. Это не смерть для нас, а напротив - в этом выживание.

Все народы рано или поздно проходят стадии перехода от пещер в хижины, от хижин в деревни, из деревень в города. Древние Шумеры и Рим прошли эту стадию до нашей эры, Европа - несколько сот лет назад, Россия в общем и целом - в середине 20-го века - в период индустриализации.

И только апологеты сохранения национального башкирского и татарского продолжают думать, что мы должны продолжать жить в деревнях. Типа, если исчезнет деревня, то исчезнет и этнос. Не исчезнет! И этот фильм про это. Смело и современно. Режиссер и сценарист - молодцы.

Создатели фильма размещают своих героев на стыке деревни и города. Это присуще многим Башкирским авторам современных художественных, драматургических и кинематографических произведений. И это не только желание угодить как сельскому, так и городскому зрителю (читателю). Это точное отображение сегодняшней действительности. Это наше общество сейчас находится между городом и деревней. Как сказал один из персонажей фильма:
- Да тут в Уфе - половина людей из деревни.

А буквально двадцать лет назад главными персонажами произведений всех башкирских авторов были сельчане. Прогресс, однако. И это радует.

Раз уж речь зашла об упреках по отношению к фильму, упомяну еще об одном. Дескать, звучали в фильме слишком уж фривольные фразы на башкирском.
Посмотрев фильм я понял о какой фразе речь. Страшного ничего в использовании этой фразы не нашел. Это обычный речевой оборот, используемый старшим поколением. Все норм.


СЦЕНАРИЙ РУГАТЬ НЕ БУДУ.

Есть ли в сценарии недостатки? Есть. Да-да, есть! Но они такие... Видно, что они присутствуют в фильме не из-за того, что сценарист или режиссер не умеют или не знают. А просто где-то чуть недоработали, упустили - глаз замылился и т д. Поэтому я о них даже упоминать здесь не буду. Уверен, создатели фильма и сами про них прекрасно знают и готовы работать в будущем, учитывая полученный опыт.

А вот про достоинства скажу. Многие отметили, что фильм получился интересным. Практически все, кто смотрел фильм отмечают - фильм интересный. Почему? Случайностей не бывает. Айдар очень скрупулёзно оттачивал сценарий, а Айнур мастерски его использовал.

Я обращал внимание именно на наличие таких приемчиков и мулек, которые заставляют зрителя сопереживать. Их невозможно использовать на протяжении всего фильма случайно или по наитию. Создатели фильма могут или обладать этим мастерством или нет. В данном случае - обладают.

И значит - успех не случаен. И значит мы имеем полное право ожидать от команды интересных и хороших фильмов и в дальнейшем. Вот это радует больше всего. Уфа становится действительно киношным городом!

ИГРА АКТЕРОВ.

Тоже слышал разное до собственного просмотра. Некоторые говорили , что недоигрывают; другие, что переигрывают. Что герой второго плана затмевает главного героя своей игрой.

Ну... Немного самодеятельности в игре актеров есть. Не без этого. Но только в том плане, что есть к чему стремится. Главное - зритель не дурак. Видит это и прощает, ради других достоинств фильма.

А вот с утверждением, что актер, играющий главного героя, сыграл хуже, чем его напарник, я бы не согласился. Игра была не хуже. Аскар Нагаев играл скромного сельского паренька с отвисшей челюстью от огней большого города и сыграл хорошо.

Очень-очень милое впечатление оставила своей игрой Полина Смыковская. Можно влюбиться. Молодец.

Про удачный ход с привлечением на множество второстепенных ролей известных театральных актеров и медийных людей повторятся не буду. Было отмечено многократно и справедливо оценено по достоинству.


АХ, И МУЗЫКА!..

Композиторов, как я понял, было три: Руслан Шафиков, Камиль Абдуллин и Ильдар Шакир. Поэтому и саундтрек разноплановый и разного стиля. В первую очередь - песни. Но какие песни! Создатели фильма - скиньте мне песни, которые звучат в этом фильме! Особенно - финальную. Жду!

ВПЕРВЫЕ ИЛИ НЕ ВПЕРВЫЕ?..

Была еще одна дискуссия по поводу этого фильма - впервые или не впервые, первопроходцы или продолжатели традиций...

Мое мнение: фильм несомненно - огромный шаг вперед в башкирском кинематографе. Хотя бы потому, что это первый полнометражный фильм, удачно вышедший в широкий прокат. А значит, вышедший на рынок. Именно в этом я вижу его прорывность. Но это - очень и очень много! Одно дело - делать продукт для себя и для немногочисленных единомышленников и друзей, а другое - для широкого потребления.

Аскар, как режиссер, и как продюсер доказал, что для башкирского кино это возможно. Фронт прорван и башкирское кино, наконец, вышло на оперативный простор (простите меня за военную терминологию, меня опять понесло).

Но обольщаться не стоит. Конечно же, это случилось именно потому что, фильм Аскара - это прямое продолжение традиций более старших и не менее ярких представителей Башкирского кинематографа - Малика Якшимбетова, Булата Юсупова, Рияза Исхакова, создателей многочисленных телевизионных фильмов.

И Айдар Акманов, сценарист фильма - сам является живой цепочкой этой традиции. Он был сценаристом многих более ранних башкирских игровых фильмов. Где-то удачных, где-то неудачных. Набивая шишки рос и сам вместе с Башкирским кино. И вот - вырос.

Кстати, по стилю сценарий фильма "Из Уфы с любовью" даже напоминает сценарий более раннего фильма Айдара - "Ловец ветра". Тот, кстати, тоже был удачным. Просто, видимо, хорошего продюсера на тот момент для картины не нашлось.

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

А дальше, если Айнур Аскаров и члены его команды от невостребованности, безысходности и безденежья не уедут в Москву, то их скорее всего пригласят в Казань. Поднимать татарское кино. Татары любят это делать руками наших специалистов, которые не нужны собственной родине.

Последние двадцать пять лет были периодом бурного расцвета национальной эстрады. Именно эстрада определяла рост татарской и башкирской культуры. И большой, практически грандиозный вклад в развитие эстрады в Татарстане сыграли выходцы из Башкортостана. А что? Казань их любила квартирами, высокими заработками, записями альбомов, продвижением.

Чувствую, что ближайшие десять-двадцать лет дальнейший рост национальной культуры будет определяться в немалой степени развитием национальной кинематографии. У нас в республике, наконец, выпестовалась плеяда талантливых, грамотных, в расцвете творческих сил, амбициозных киношников. Причем, представлены они и режиссерами, и сценаристами, и операторами и другими специалистами.

И это те, кто остался! Ведь кто-то умер, кто-то переквалифицировался, многие уехали за лучшей долей в Москву и там получили признание и хорошую работу.
И вот наконец, количество дало качество - и среди не умерших, не предавших свою профессию и не уехавших, выпестовалась гвардии (речь не только о создателях фильма "Из Уфы с любовью"). Киношная гвардия, способная поднять наш республиканский кинематограф на очень высокий уровень. Оценим ли? Поддержим ли? Посмотрим.

Tags: Артур Идельбаев, Из Уфы с любовью, рецензия, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment