idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

КАК ПРАВИЛЬНО СОЧИНЯТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ СЮЖЕТЫ


В прошлом году меня приглашали на БСТ прочитать курс лекций на тему, как использовать драматургических приемы при создании новостных сюжетов.

Таблицы и схемы, которые я использовал во время этих лекций, я уже давно растерял. А вот тезисы самих лекций чудом сохранились. Я их специально выкладываю на свою страницу, авось кому и пригодится. Потому что, законы создания правильного и интересного драматургического сюжета можно использовать не только при создании новостных сюжетов, но и при написании романа или повести, концепции рекламного ролика, а при создании сценарии фильма или пьесы - сам Бог велел.

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДРАМАТУРГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ НОВОСТНЫХ СЮЖЕТОВ.

1. Сюжет выстраивается таким образом, что ОБЯЗАТЕЛЬНО должен быть главный герой сюжета.
Желательно - одушевленное лицо (человек, житель РБ) в единственном числе.
Реже, в исключительном случае, героями могут выступать:
- группа людей (коллективный герой);
- животное;
- стихия;
- неодушевленный предмет (архитектурная или природная достопримечательность, реликвия и т. д.).

2. У главного героя есть цель, к осуществлению которой он стремится.
- мотивация цели должна быть понятной зрителю;
- зритель должен поверить, что герой готов на все ради достижения своей цели.

3. Альтернативный фактор: герой не может не стремится к достижению своей цели. Если он не достигнет цели, то его ожидает катастрофа:
- если герой не успеет заработать денег на дорогие лекарства, то его мама умрет;
- если герой не спасет свою любимую, то она станет женой антигероя и навсегда останется несчастной.

4. На пути к цели герой преодолевает препятствие:
- преодоление препятствия героем изображается в виде трехактного действия;
- в каждом из актов герой решает определенную задачу;
- решение каждой из задач дается герою через преодоление верхней планки своих физических (психологических, моральных) сил путем максимальной их концентрации.
- в каждом последующем акте планка преодоления повышается таким образом, что она кажется зрителю непреодолимой для героя.
Процесс преодоления героем очередной непреодолимой преграды вызывает у зрителя эффект сопереживания.
А когда герой преодолевает планку, то зритель получает катарсис.

5. После преодоления препятствия в каждом из актов, герой ( а вместе с ним сопереживающий ему зритель) находится в лучшем эмоциональном состоянии, чем был до преодоления препятствия.

6. В первом и втором актах, после преодоления препятствия (на максимуме мажорного эмоционального состояния) герой НЕОЖИДАННО должен ввергнуться в положение более худшее, чем был даже в начале.
Причем после второго акта он должен ввергнуться в положение еще более худшее (самое худшее во всем сюжете), чем после первого акта.

Приемы, применяемые в пп. 3-5 помогают вызвать у зрителя саспенс - сильное чувство переживания за героя.

7. У главного героя обязательно должен быть враг - антигерой.
- антигерой полная противоположность героя;
- он стремится к цели, которая является противоположной той, к которой стремится герой;
- все действия антигероя мешают герою приблизиться к своей цели;
- именно действия антигероя создают препятствия герою на пути его следования к цели.
- когда герой преодолевает очередную преграду и торжествует ( находится на пике мажорного эмоционального состояния), антигерой - грустит и мечтает о реванше.
- когда герой находится в упадке, то антигерой торжествует. Торжество антигероя вызывает у зрителя сочувствие и сопереживание по отношению к герою и негодование по отношению к антигерою.
- у антигероя тоже есть своя мотивация. И зритель должен верить во эту мотивацию.

8. В финальной части третьего акта герой и антигерой вступают в отношения, которую в драматургии принято называть РЕШАЮЩЕЙ СХВАТКОЙ.
Это может не быть схваткой в прямом смысле слова. И даже не сами герои могут участвовать в схватке, а их идеалы.

9. Как правило, в финале герой (или его идеалы) побеждают. Наступает хэппи-энд. Зритель испытывает полный катарсис. Но в новостном сюжете не всегда можно добиться этого. Поэтому, иногда вместо победы героя над антигероем можно проиллюстрировать НАДЕЖДУ на победу героя над антигероем. Или же действовать по схеме : герой погибает, но его идеи торжествуют.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Использование драматургических приемов не означает превращение новостного сюжета в маленькую мелодраму. Драматургических приемы используются при создании как мелодраматических, так и позитивных комедийных сюжетов.

2. Данная инструкция не является пособием для создания новостного сюжета. При создании чисто новостного сюжета используются другие приемы. Но применение вышеперечисленных пунктов поможет превратить новостной сюжет в маленький интересный видеорассказ. А если новостная программа телеканала будет состоять не просто из перечисления новостей, а нескольких интересных видеорассказов, то аудитория программы может увеличится в НЕСКОЛЬКО раз.

3. Опыт показывает, что сюжет с использованием всех вышеперечисленных приемов можно применить абсолютно к ЛЮБОЙ новостной теме.

4. Инструкция дана очень и очень сжато. Поэтому, для получения полноценного интересного видеорассказа обязательным к применению являются абсолютно каждые слово и фраза этой инструкции.

5. В данной инструкции не дана даже сотая доля из известных драматургических приемов. Но использование хотя бы этих может существенно повысить смотрибельность создаваемых сюжетов.

http://week02.ru/index.php/rubriki/obshchestvo/7550-kak-pravilno-sochinyat-interesnye-syuzhety
Tags: Блогеры, РБ, журналистика, приавильно, сюжеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments