idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

КАК БЫСТРО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ В УФУ НА 200 ТЫС. ЧЕЛОВЕК?



Вчера состоялось мероприятие под названием "Дискуссионная площадка "Уфа-Тур" поиск идей, как сделать любимый город привлекательным для туристов". Организаторами мероприятия были Государственный Комитет по туризму и предпринимательству РБ и Институт экономики и сервиса УГНТУ.

Похвальна сама инициатива. Насколько я понял, инициативу и основную нагрузку взял на себя именно Институт. Еще более удивительным было то, что докладчиками, наряду с профессорами профильной кафедры по туризму ВУЗа и представителями туриндустрии, были приглашены блогеры, наиболее часто рассуждающие о том, как нам обустроить туризм в Башкортостане. В число приглашенных попал и ваш покорный слуга.


Практически все выступления для меня лично были чрезвычайно интересными. Жалко, что выступающим давали всего по... 5 минут. Хотя вначале озвучивали, что нужно готовить выступление на минут 7-8. Практически никто не укладывался в положенное время и это вызывало чувство досады, как у выступающих, так и у слушателей. А послушать действительно было что.


Я бы все выступления разбил на три категории:
1. Теоретические фундаментальные изыскания по проблемным вопросам развития туризма в Уфе;
2. Готовые или почти оформленные инвестиционные проекты;
3. Презентации действующих структур, имеющих отношение к туризму.


Что порадовало, что покоробило и что взволновало?

1. Порадовало то, что туристический потенциал одной только нашей Уфы неизмеримо выше, чем можно было даже догадываться. И он действительно очень высок и желающих этим заниматься и реально что-то делающих - очень много.

2. Покоробило то, что после выступления заведующего отделом археологии Музея-заповедника "Древняя Уфа" кое-кто из присутствующих уважаемых товарищей начал прямо-таки давить его вопросами про окупаемость проекта. Явно имея ввиду прямую окупаемость. Какая окупаемость? И что об окупаемости может знать зав. отделом археологии?

Этот музей-заповедник, о котором с такой болью выступал докладчик, имеет потенциал нашего самого главного якорного туристического объекта. Это наш Казанский Кремль, Свияжск и Булгар в одном лице! Кто спрашивал об окупаемости, когда реставрировали Казанский Кремль или выделяли 2 млрд рублей не создание туристических кластеров "Свияжск" и "Великий Булгар"?

Это стратегические государственные проекты по сохранению и возрождению культурных памятников! Именно так к ним и надо относится. А окупаться должна инфраструктура вокруг них.

3. Что взволновало... Взволновало то, что я, готовя свое выступление, был тысячу раз прав, что основным тормозом развития туризма у нас является разобщенность и несогласованность действий различных ведомств, способных и призванных вытащить отрасль и самое главное - отсутствие единого координационного центра, уполномоченное решать эти вопросы.


Понятно, что, например, Комитет по туризму не может брать на себя функции оперативного координирования, по сути, бизнес-процессов. Но я больше чем уверен, что, например, в Татарстане такая координация существует. Это чувствуется даже в том, что на школьных каникулах организованные школьники (очень организованные для того, чтобы быть случайностью) оккупируют весь центр Казани, музеи, аквапарк.


А у нас аквапарк сам борется за свое существование, музеи (особенно негосударственные) тоже... Гостиницы и другие прекрасные объекты и маршруты - то же самое.

Отделы продаж этих предприятий (у кого они есть) выполняют роль операторов. Но это неправильно. Впрочем, я изложил это в своем выступлении. Как и все выступающие, я не успел до конца выговорить на площадке свою мысль - регламент прежде всего. Но в отличие от многих, у меня есть возможность выложить это на своей старичке в соцсети. Кстати, очевидно, что организаторы пригласили меня выступить на дискуссионной площадке из-за моих неоднократных выступлений на тему развития туризма в Башкортостане.


Но вопреки, может быть, некоторым ожиданиям, я не стал презентовать очередную идею о том, как хорошо было бы у нас сделать то-то и то-то для полного туристического счастья. Я понимал, что презентаций проектов, требующих инвестиций на несколько сот миллионов, а то и несколько миллиардов рублей будет хватать и баз меня. Пока все эти идеи - в песок.


Поэтому я подготовил проект о том, как можно быстро и без затрат довести количество новых туристов в Уфе до 200 тыс человек в год. Ведь какая разница, откуда будет поступать доход от туристического потока - утонченных любителей старинной уфимской архитектуры или других поступлений? Впрочем, почитайте сами. Готов к самому суровому обсуждению.


КАК БЫСТРО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ТУРИСТОВ В УФУ ДО 200 ТЫС ЧЕЛОВЕК?

По сути речь идет о завоевании туристического рынка Уфы.
Причем, ключевым здесь является слово - завоевание.
Завоевание - от производное от слова "война".
Поэтому, с вашего позволения, я для большего удобства буду пользоваться военной терминологией.


Представьте себе, что Глава РБ - это Правитель Страны, а Комитет по предпринимательству и туризму - Верховный Главнокомандующий.


Главнокомандующему поставлена задача - завоевать туристический рынок РБ.
И указан объем - в размере 200 тысяч новых туристов в год.
И задано условие - с минимальными затратами. Денег в казне - нет.


А так как времени на раскачку нет, то поставлены и сроки - в течение следующего года. Нам нужен - блицкриг.


Возможно ли решение этой задачи в течение заданного времени? Я считаю, что возможно. Гитлер в течение года сумел завоевать почти все страны Европы. И в течение года же Красная Армия сумела Европу освободить от фашистов. Почему им это удалось? Потому что и Германия и СССР действовали как на войне.


Перед нами более скромная задача. И она нам тоже будет по силам, если мы будет действовать - как на войне. А что самое главное на войне? Как писал маршал Шапошников, главным на войне является - Штаб.
Генеральный штаб - мозг Армии.


Вторым по значению на войне является - знание своих сил и сил противника, включая тактические и стратегические ресурсы и характеристика поля боя. Так писал самый знаменитый теоретик военного искусства Живший в 5-м веке до н. э. - Сунь Цзы. Что это на нашем языке? Маркетинг! Данные маркетинговых исследований.


Что является третьим важным элементом на войне - выучка и согласованные действия всех родов войск. Это уже писал наш маршал Жуков Г. К.. Как это перевести на наш язык? Об этом позже, когда я обозначу все рода войск нашей армии, а попросту - всех игроков, задействованных в завоевании туристического рынка РБ.


Ну и последнее - замысел. На нашем гражданском языке - идея. Этот термин я позаимствовал у автора самого знаменитого труда о войне Карла фон Клаузевица. Замысел может родится только при наличии и хорошем знании:
- поставленной задачи;
- выделенных ресурсов;
- компетентности и потенциале Штаба;
- знаний о противнике, своих сил, поля боя;
- уверенности в возможности согласованных действий всех родов войск собственной армии и приданных подразделений.


Хоть это и неправильно, но начнем с последнего - замысла.

В чем суть предлагаемой нами идеи?

1. Организация и проведение культурных, образовательных, спортивных мероприятий с приглашением участников из-за пределов республики.
- Каких еще мероприятий? У нас и так их полно и культурных и спортивных, - могут воскликнуть некоторые.

Я не о таких мероприятиях, которые проводятся на деньги наших министерств. А о таких, за участие в которых нужно платить.

- А так это типа выставок, которые проходят на ВДНХ, что ли?- могут пожать плечами другие.

- Почти,- отвечу я,- но на выставках участвуют не так много людей, больше - организации и предприятия. А приезжих из за пределов республики из них - еще меньше. А я говорю о мероприятиях с участием не менее тысячи человек.

- Например? - спросите вы.


Отвечаю:

Пример 1-й:
Казанский фестиваль региональной и национальной прессы - участников несколько сот человек - почти тысяча! Кстати, наш "Журфест", который проводится для представителей районных, городских и республиканских СМИ вполне мог бы расширить свой уровень до регионального, пересмотреть программу, сделав ее привлекательней и приглашать всех соседей. Несколько тыс. участников обеспечено. Со вступительными сборами.


Пример 2-й:
Всероссийский фестиваль восточных единоборств. Нечто подобное мы проводили в 2010 году. Было не менее 1000 участников со всей России. Со вступительными взносами, естественно. А еще платили за гостиницы и питание.


И вот тут я слышу третий вопрос:
- Ну понятно. 3-4, ну 5-6 массовых мероприятий по 1000 человек. А где же здесь 200 тыс туристов?


Отвечаю:
- В году 52 недели. Если каждую неделю проводить по 2 таких масштабных мероприятия, с приглашением по 1000 и более человек из за пределов республики, то как раз и получается 100 тыс туристов в год.


Резонный вопрос:
- Комитет по туризму не может заниматься организацией и проведением такого количества масштабных мероприятий. И вообще, это не по профилю для комитета.


Ответ:
- А вот тут и вступает в силу положение о согласованном действии всех родов войск. Республика имеет много различных профильных комитетов и министерств. Разные по теме мероприятия могут проводится под эгидой (не подготавливаться и проводится, а просто под эгидой) различных министерств. Например:


А) Всероссийский семинар по выращиванию помидоров и огурцов в теплицах в условиях частного подворья - под эгидой Минсельхоза;


Б) Всероссийский Коучинг для педиатров, желающих оставить невыгодную и осточертелую государственную медицину и открыть частную практику, не не знающих с чего начать. - под эгидой Минздрава и т д. Тоже самое для терапевтов, массажистов, костоправов и т д.


В) Один только Минспорта может под свою эгиду собрать не менее 5, а то и 10 массовых мероприятий.


100 мероприятий в год собирается легко. И люди будут приезжать, и платить деньги за участие на этих мероприятиях и еще не будут хотеть уезжать! Проверено!

А еще они будут жить в гостиницах, питаться в наших столовых и кафе, ездить на автобусах и машинах наших транспортных компаний, ходить в наши магазины и покупать наши сувениры.


И вот рождается главный вопрос:
- Кто будет все это проводить? Проведение таких массовых мероприятий не свойственно для министерств и ведомств.


Ответ:
- А штаб! Специально созданное при Комитете подразделение будет выполнять роль Штаба, с функциями планирования, организации и оперативного управления.


Вопрос:
- А для чего тогда нужны в этом процессе министерства и ведомства?


Ответ:
- Для солидности. Государственная крыша - это всегда хорошо. И вызывает доверие. То ли дело, Фестиваль единоборств федерального уровня проводится силами одних федераций видов спорта, а то ли под крышей Министерства Спорта. То же самое с семинаром для производителей помидоров в теплицах.


Вопрос:
- Хорошо, 100 тыс туристов в год таким образом привлекли. Но было обещано - 200 тыс.


Ответ:
- А еще 100 тыс мы легко набираем за счёт школьников, которые будут приезжать посмотреть на достопримечательности столицы во время каникул. Например, в Казани это поставлено просто на поток. И основную массу посетителей и Кремля, и аквапарка, и музеев в каникулы составляют именно школьники. С районов и городов Татарстана. А за счёт того, что татарские дети живут и учатся не только в Татарстане, то и за счёт соседних областей.


У нас тоже это есть. Но вот на поток, как это было в советское время, не поставлено. А у нас тоже есть "Музей советского быта" как и в Казани. И у нас он лучше! У нас тоже есть аквапарк. Он почти такой же! Есть музеи, городище "Уфа-2", Сарматское золото!


Мы сможем за год довести поток новых туристов в Уфу довести до 200 тыс человек. Это реально. И эти туристы принесут и оставят в нашем городе за год от 1 до 1,5 млрд рублей.


Нужно только согласованные действия этого сформированного Штаба, профильных министерств (например, в комплексной работе с теми же школьниками, без содействия Министерства Образования невозможно), всех гостиниц и отелей, комбинатов питания, транспортных агенств, музеев и т д.


Нельзя сказать, что наши ведомства никогда не проводили таких масштабных мероприятий. Проводили и проводят всегда. Есть проведения очень даже масштабных международных мероприятий. И есть очень большой опыт взаимодействия между ведомствами. Вот этот опыт и надо использовать для осуществления этой цели.


Но тем не менее, согласованности действий в продвижении туристического кластера у нас не наблюдается. Гостиницы - сами по себе, Аквапарк - сам пытается решать свои вопросы, музеи (особенно не государственные) - вообще за бортом.
Цель-то хорошая! А вот идем мы к ней пока "кто в лес, кто по дрова". Хотя все вроде умные.


"Если они умные, что же они строям не ходят?" - кто сказал эти слова про ученых? Наполеон. Золотые слова! Какая была бы эффективность работы по привлечению туристов в республику, если бы все условие рода войск работали как как единый механизм. Такое может обеспечить только условный Штаб, которого у нас нет.


А что же является полем боя в этой войне?
- Головы и мозги наших будущих клиентов! Именно на их захват должны действия этой войны!

Как это осуществить? Реклама! Реклама с использованием самых современных методов и технологий. Реклама - это артиллерия! Бог войны! Артподготовка может могут быть точечной, ковровой, перекрестной, косой, но она - должна быть.


Пожалуй, единственный пункт, который предполагает во всей этой войне более-менее существенные затраты, это - реклама.
"На войне снарядов не жалеют!" - кто это сказал? Суворов сказал.


Причем, современные информационные технологии предполагают воздействовать на потенциальных клиентов настолько точечно, что возможность холостых выстрелов сводится практически к нулю.


Например, хотим мы, чтобы нашу рекламу увидело 2556 жителей Екатеринбурга, планирующих летом поехать на сплав, но пока не решивших, куда именно - пожалуйста! Две тысячи пятьсот пятьдесят шесть любителей сплава из Екатеринбурга увидят нужную рекламу.


Так же точечно можно воздействовать на педиатров, выращивателей помидоров в теплицах, любителей аквапарков и т. д.


Вот, если мы будем придерживаться вышеуказанных 5-и пунктов и грамотно проведем рекламную артподготовку, то замысел, то есть идея - вполне осуществима.


Просто? Просто. Правда, начнешь вникать - не очень то и просто.
"Война дело простое, но воевать сложно!" Кто это сказал? Опять Карл фон Клаузевиц. Величайший теоретик военного искусства.




НА ФОТО:
Президиум, в лице Председателя Государственного Комитета по туризму и предпринимательству Гилязитдинова Вячеслава Африковича и других уважаемых лиц внимательно записывает каждое мое предложение, а присутствующие в зале внимательно слушают.

Tags: Правительство РБ, Уфа, совещание, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments