idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

Я ПОМОГУ ВАМ СМОТРЕТЬ ФИЛЬМ "ДЮНКЕРК".


Фильм Кристофера Нолана не то, чтобы не самая его лучшая картина, но требует некоторой погружённости в тему. Для англичан и даже французов - это родная история, ее изучают в школах. Но для многих российских зрителей необходимо объяснение.

Большинство режиссеров на этапе расстановки фигур на сцене фильма делают такое ненанавязчивое введение в тему. Здесь ее почему-то нет. Возьму на себя такую роль, потому что тема Второй Мировой Войны для меня близка. Постараюсь сделать это без спойлерства.


ДЮНКЕРК - ПОЗОР ИЛИ ДОБЛЕСТЬ БРИТАНИИ?

Несомненно, роль событий 24 мая - 2 июня 1940-го года в войне союзников против Германии очень велика. Но вначале кратко о том, что предшествовало этим событиям.

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. У Великобритании и Франции были договора с Польшей о том, что если на нее кто-то нападет, они должны вступить в войну на ее стороне. И союзники (Франция и Великобритания) объявляют войну Германии. Франция проводит мобилизацию и стягивает войска к границе с Восточным соседом, Англия тоже направляет на континент 400-тысячный экспедиционный корпус.

Но боевых действий не происходит. Война Гитлеру объявлена, но войска окапываются вдоль границы и укрепляют линию обороны. В историю этот период войдет как "Странная война". Но фюрер не любит неопределенности и расправившись с Польшей и перегруппировав силы он 10 мая внезапно вторгается на территорию Франции.

Союзники терпят катастрофическое поражение. Меньше, чем за две недели танковые группировки Клейста и Гудериана разрывают оборону союзников и достигают Атлантики. Войска союзников деморализованы и отступление превращается в паническое бегство. Офицеры бросают своих солдат и бегут первыми. 24-го мая окружение сжимается вокруг небольшого французского порта Дюнкерк. В кольцо попадает около 400 тыс британских, французских, голландских и бельгийский солдат. Все тяжелое вооружение, техника и зенитные установки брошены при отступлении. Казалось бы, еще один рывок и наступит полный разгром.

И тут происходит чудо! Британские радисты перехватывают незашифрованное сообщение немецкого командования о том, чтобы остановить наступление. Действительно, лично Гитлер дает жесткое указание дальше не преследовать врага. Этот приказ является одним из самых таинственных эпизодов всей Второй Мировой войны. До сих пор существует множество версий. Якобы, танки немцев были изношены и требовали ремонта, так же как и войска отдыха. Якобы, Геринг пообещал расправится с окруженными силами одной лишь авиации не подвергая угрозе наземные войска.

Но я больше верю версии величайшего исследователя истории Второй Мировой войны и военного теоретика - Лиддла Гарда Младшего. Согласно его версии, Гитлер, никогда не считавший англичан своими врагами и не желающий усугублять отношения с Великобританией, пошел на тайную сделку с руководством Англии и не стал добивать обреченных окруженцев. В обмен на обещание Англии выйти из войны. Таких эпизодов тайной дипломатии и попыток заключения закулисных договоров история войн и даже история Второй Мировой войны знает немало.

Да, были в этот период ожесточенные сражения в воздухе, были обстрелы артиллерией. Но полномасштабного наступления не было. И британское командование имело целых 8 дней для сравнительно спокойной организации эвакуации своего экспедиционного корпуса.

Именно об этих событиях и повествует фильм Кристофера Нолана. Цель - героизировать и мифологизировать события тех дней. Но можно ли эти события назвать героическими для Великобритании? Войска союзников были разгромлены менее, чем за 2 недели, солдаты панически бежали бросая технику и тяжелое вооружение. Сама эвакуация не была бы возможна, если бы Гитлер не дал британцам вывести своих солдат.

И еще, британцы бросили на произвол судьбы и на растерзание немцам своих союзников - французов. Целых две дивизии французов, обеспечивающих безопасность эвакуации, были оставлены на берегу и были вынуждены сдаться. Все они были отправлены в концлагеря и многие из них там погибли. Той части французов и бельгийцев, которая были эвакуирована, разрешили подняться на суда в самую последнюю очередь, когда все британцы были уже отправлены на остров. Кстати, британцы поступали так всегда со своими союзниками и во всех войнах, начиная с Галлиполи.

Так что, героизма со стороны Британских солдат и их командования в Дюнкеркских событиях мало. И романтики тоже. Даже Черчиль в своей речи в Палате Общин через два дня после окончания эвакуации сказал, что войны не выигрываются эвакуациями.

Пляж Дюнкерка, солдаты союзников готовятся к эвакуации

А КАК НАДО БЫЛО?

Но история показывает, что при всём при этом, эвакуация была самым правильным решением в тех условиях. Британский экспедиционный корпус потерял всю свою военную технику, тяжелое вооружение, потерпело сокрушительное поражение, но сохранило большую часть живой силы. Причем, уже приобретшую боевой опыт. Уже в этом же году большая часть эвакуированных с Дюнкерка солдат воевали против немцев в Африке.

Позор Дюнкерка, как не странно, сплотил граждан Англии, заставил их мобилизоваться. Пришло понимание, что новая война с фашистской Германией" это - серьезно. У солдат появилось стремление отомстить за свое поражение.
Это стало главным уроком и значением Дюнкерка для окончательных итогов Второй Мировой.

Даже для Советского Союза был плюс в этой позорной, но благополучной эвакуации. 200 тыс британских солдат, вывезенных с Дюнкерка, потом воевали в Тунисе и Египте против нацистов. Если бы не было этой войны, танки Роммеля несомненно появились бы под Сталинградом. И еще неизвестно, чем закончились бы боевые действия на Восточном фронте.

МАЛЫЕ СУДА ДЮНКЕРКА.

В фильме есть трогательный момент, когда, чтобы спасти окруженных британских солдат прибывает множество простых гражданских судов - прогулочных катеров, рыбацких судов, пароходов и т. д. Действительно такой эпизод в этих событиях имел место быть. Есть даже специальный термин обозначающий его - малые суда Дюнкерка. Их было около семисот.

Правда, не все выглядело так романтично, как это показано в фильме. Большинство судов было просто реквизировано властями у гражданского населения. Иногда даже помимо их ведома и воли. Но были и случаи, когда гражданский экипаж сам отправлялся спасать солдат. По прямой, между побережьем Англии и Дюнкерком было всего 2 часа пути плавания. И некоторые суда успевали сделать по 6-7 рейсов.

Интересный факт - капитаном одного такого прогулочного парохода являлся легендарный второй помощник капитана знаменитого "Титаника" Чарльз Лайтоллер. В 1912-м году, во время крушения, он спасется. В фильме Камерона "Титаник" именно он кричит со спасательной шлюпки: "Есть тут кто-нибудь?" светя фонариком и потом спасает Роуз. За Дюнкерк Лайтоллер будет отмечен правительственной наградой.

Почти на всех фотографиях на лицах Британских солдат из Дюнкерка - веселье и беззаботность. Это хорошо свидетельствует о том, была ли эта героическая битва на самом деле или просто эвакуация.

ЕСЛИ БЫ ФИЛЬМ СНИМАЛИ МЫ С ОЛИВЕРОМ СТОУНОМ.

Есть в фильме Кристофера Нолана и досадные промахи. Если бы фильм снимали мы с Оливером Стоуном, мы бы их не допустили. Вообще, Оливер Стоун, на мой взгляд, лучший режиссер, снявший фильм про войну. Это эпопея о вьетнамской войне, участником которой был он сам - "Взвод". В этом фильме в новеньком и не мятом обмундировании ходят только новобранцы. По мере развития сюжета фильма, форма на героях выцветает, пачкается, ветшает, от самих героев пахнет потом и грязью, запах которых чувствуется даже через экран.

Это детали. Но очень важные детали. Почему многие другие режиссеры не придерживаются этого? Почему солдаты Нотана прибывают на пляж Дюнкерка после двух недель боев и бегства чистенькими и отутюженными? Это упущение режиссера.

Эмоции... Не так ведут себя солдаты (да и просто люди) под бомбежками и на войне. Я не буду здесь описывать всех нюансов. Но даже после бомбежек, люди не делятся на молчаливых и спокойных выживших и молчаливо застывших мертвых, как это показано в фильме Нолан. Всегда будут кричащие от боли и ужаса раненные, катающиеся по земле или сидящие с невидящим взглядом контуженные, среди выживших - лихорадочно возбужденные, не верящие в то, что остались живы и просто натурально наложившие в штаны и резко пахнущие дерьмом. А те, кому суждено умереть, будут делать это долго и некрасиво дёргаясь в конвульсиях, истекая кровью и захлёбываясь в содержимом собственных кишков. Так и надо снимать.

Форма повествования выбранная режиссером, заключающаяся в ведении нескольких параллельных сюжетов, не дает сосредоточится зрителю на своих сопереживаниях. Массовый зритель неподготовлен и не знает даже о том, о чём повествует фильм. А разбивка картины еще и на отдельные, не связанные друг с другом сюжеты, делают его еще более сложным для восприятия.

Мы бы с Оливером Стоуном сделали иначе. Главной герой был бы один. Сюжет разворачивался бы только вокруг него. В Англии его бы ждала жена и маленький ребенок. Демонстрация их переживаний режиссером усилили бы картину с эмоциональной точки зрения. герой второго плана - французский друг главного героя должен погибнуть красивее, спасая главного героя. Оценка героями ситуации, преодоление внутренних и внешних конфликтов я бы дал выпуклее. Даже в Башдрамтеатре это делается более мастерски, чем в этом фильме.

Про костюмы и неправдоподобный антураж, который режет глаза, я уже написал выше. Мы бы с Оливером Стоуном такого не допустили.

И еще одна деталь, на которой я хотел бы остановится. Это политкорректность доведенная в фильме до абсурда. В фильме нет не только немцев, но даже упоминания их. То есть, нет главного отрицательного персонажа. А это здорово влияет на качество фильма в нехорошую сторону. Зритель должен иметь возможность не только сопереживать за главного героя. Он еще должен иметь возможность болеть, сжимая кулачки и скрежеча зубами против главного отрицательного персонажа. Если есть в сюжете "хорошие парни" за которых мы сопереживаем, то должны быть и "плохие парни", против которых мы начинаем более усиленно жевать попкорн.

Этого в фильме нет. Даже при виде вражеских самолетов, англичане кричат не "немцы", а "хейнкели", "мессершмиты". И только в самом конце фильма показывают расплывчатые контуры людей в немецких шинелях и с немецкими винтовками. Около 3-5 секунд. Это плохо. Мы бы с Оливером Стоуном ублюдков называли бы ублюдками и заставляли бы зрителя радоваться смотря, как убивают этих ублюдков на экране, и плакать, когда ублюдки убивали наших "хороших парней".

Как-то так. Надеюсь, что мой пост хоть немного позволил вам погрузится в тему и поможет с большим пониманием посмотреть фильм. А посмотреть его стоит.

Tags: Дюнкерк, вторая мировая война, история, фильм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments