idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

О ТОМ КАК С ПОМОЩЬЮ СММ БЫЛ ОБРУШЕН АФ-БАНК, МАЖИТЕ ГАФУРИ, КИРКОРОВЕ И ПРОВОКАТОРЕ-КОБЗЕВЕ.


(Эта статья была написана ровно год назад по следам прошедшего в Уфе первой конференции СММ-щиков "Нефть, мёд, СММ". По многочисленным просьбам своих друзей привожу текст статью здесь полностью Эльвира Бикметова, Гульнара Еникеева, Владимир Кобзев.
Кстати, в статье упоминается и Сергей Соколов, с которым мы и познакомились там на конференции и который так рано нас оставил. Пусть этот перепост будет памятью о нем).

Начнем с Кобзева. Сразу после окончания конференции СММ-щиков в Уфе Владимир опубликовал серию из двух постов о мероприятии с провокационным содержанием. Причем, содержание второго поста было более провокационнее первого. Ожидаемо, в комментариях разразилась баталия между противниками позиции автора и... автором. Кстати, что понравилось, были даже попытки угадать, почему он так откровенно дразниться. А ларчик просто открывается. Ничего личного и никакого предубеждения к СММ-щикам. Просто, Кабзон, как опытный блогер (практически, СММ-щик) имеет мощную чуйку на резонансные темы и ловко их осёдлывает. В результате - просмотры, перепосты, много комментов (а ФБ не фиксирует срач в ленте, как срач. Он их фиксирует, как активное обсуждение). Трафик, короче. А о чём еще может мечтать блогер? Лепота! А наивная молодежь повелась...

А почему была не одна статья? А просто первая не получила того резонанса, на который рассчитывал Блогер. Провоцирующего накала маловато было. Природная интеллигентность Кобзева не позволила ему с самого начала слишком жестко стелить. Но зная, что тема козырная, дядя Володя попытку повторил. И удачно. И еще повторит, если точно будет знать, что получит хороший резонанс. И будет повторять, пока будет его получать. Когда-то, давным-давно, когда я работал директором представительства "Комсомольской правды" в Уфе, на одном из семинаров в Москве, кто-то из коллег спросил главного редактора "Комсомолки":
- Почему вы в каждом номере пишите про Киркорова и Аллу Пугачеву?
(Они тогда, как раз только что поженились, а Галкин еще в школу ходил). На что Владимир Николаевич Сунгоркин ответил:
- Тема сейчас в обществе самая обсуждаемая, поэтому пока будут читать, будем и писать.
Так что, я думаю, что уфимским СММ-щикам не стоит обижаться на дядю Володю. Ведь он своим вниманием признает, что популярность СММ-сообщества в Уфе приближается к популярности Киркорова когда-то. Это без стёба.

А это единственный интерес именитого блогера к сообществу? Нет, конечно. Есть и элемент профессионального любопытства (на одной с ним поляне работает молодая поросль), и еле заметная пока ревность (по крупному ревновать пока не к чему). Поэтому и снисходительный тон, и подкольчики (положа руку на сердце, имеет право). И ведь действительно, самые лучшие дни у СММ пока впереди. Я сравниваю сегодняшних СММ-щиков с отцом башкирской драматургии Мажитом Гафури. Если смотреть с высоты сегодняшних технологий (драматургия - тоже состоит из технологий, кто не знал), то драматические произведения Мажита Гафури - наивны и просты. И не так-то их и много - всего две пьесы. Даже полторы. Потому что, вторая - не дописанная. Реально, Мажит Гафури - не самый лучший башкирский драматург. Даже мой спектакль "Последний из рода Гэйнэ" получил большие популярность и признание, нежели даже новые интерпретации постановок его пьес. А ведь его именем назван самый главный Башкирский Академический Драматический театр республики! Посему? Потому что он был первым. И это - главное. Нас - хороших и очень хороших драматургов может быть много, но первым будет он один. И мы склоняем перед ним головы.

Сегодня группа молодых и дерзких (в переносном и прямом смыслах этого слова) парней и девчонок решили стать первыми в одной из новых и перспективных отраслей информационных технологий. Они сами еще не все знают, у них не все получается. И самое главное - их не все понимают. Да, они со своим стремлением к месту и не к месту употреблять сленговое и специальные термины, похожи на маленьких детей, употребляющих ругательные слова, чтобы казаться взрослее. Но!.. Они - первые! И придет время, люди будут склонять перед ними головы. И при всей едкости, Кабзон не шутил, когда писал, что придет время, и он тоже приползёт к ним с просьбой "Покажи, как ты это делаешь?"
Кстати, сам Владимир в этом плане благороден. Он реально делится знаниями. А кое-что он умеет лучше многих. Что есть, то есть.
Но самое главное даже не в этом. А в том, что сегодняшние молодые и дерзкие совсем скоро будут сгребать сметану с поляны. Помяните мое слово.

По поводу кейсов...
Я не первый раз слышу этот вопрос. Многократно прозвучал он и в полемике под постом. Но уж кому-кому, но Ренату Янбекову претензии об отсутствии кейсов предъявить трудно. Действительно, вся его, с Екатериной Ларионовой, презентация состояла из демонстрации своих работ с указанием заказчиков. Причем, не стеснялись показывать и ранние работы. Было наглядно видно, что с наращиванием мастерства увеличивались и количество просмотров и рекламный эффект.

Вот с чем соглашусь с Кабзоном, так это с тем, что пока у уфимских специалистов СММ есть большая перспектива для роста в области привязки осязаемого результата для клиента от предлагаемой рекламы. Мне тоже показалось, (особенно в вводной лекции), что проводилась мысль, что СММ - инструмент лишь для общего продвижения, а не продаж. Поэтому подсчитывать эффект в продажах - не стоит.

Я горячий сторонник того, что эффект любого продвижения должен наглядно демонстрировать результат. Отдельно взятым мэмом или копирайтом этого достичь, конечно же, трудно. Если. Это - не вирус. Сотни, и даже тысячи подписчиков, привлеченных в профильные группы - тоже не гарантия существенного увеличения продаж. Результат может гарантировать лишь правильно выстроенная стратегия продвижения. При необходимости - в комплексе с другими - не СММ-шными - видами продвижения.

Ведь что такое СММ, если перевести, как люблю это делать я, на военную терминологию? Это всего-лишь один из видов оружия. Да - мощный, да - обладающий возможностью бить, как по площадям, так и точечно. Но всегда любое оружие лучше использовать в комплексе с другими видами вооружения.

И если цель точно определена, стратегия выстроена, то и результат почти всегда будет не абстрактным, а вполне осязаемым. Я, например, никогда (НИКОГДА!) не спрашиваю своих клиентов о том, сколько подписчиков нужно привлечь в их группу, или сколько человек должно увидеть их рекламу в левой колоночке на своей страничке в ВК. Я спрашиваю:
- Чего Вы хотите добиться вообще:
А) увеличить количество клиентов до 200 человек в день?
Б) добиться выручки до ... Руб в месяц?
В) чтобы клиенты проходили мимо конкурента, чье заведение находится рядом и шли прямиком к нам?
Г) чтобы конкурент вообще перестал существовать, как данность?

Кстати, о кейсах. Я не первый раз слышу такой вопрос. И вот тут зря Кабзон иронизирует. Суммы, вкладываемые в продвижения, межкорпоративные войны, пиар (белый и черный) в социальных сетях, довольно крупные. Если клиент ставит задачу обанкротить завод, скинуть с поста высокопоставленного (иногда очень высокопоставленного) чиновника с поста, принудить уволиться, опять же, высокопоставленного представителя силовых структур, обрушить банк, то можете себе представить, какие деньги могут вкладываться в СММ? И я здесь представил далеко не полный перечень реальных заказов, с которыми пришлось столкнуться. И мой опыт работы показывает, что сила СММ - не просто безгранична, она страшна. С помощью СММ сегодня можно почти все! Было бы адекватное финансирование и внятно поставлена задача.

Кстати, о том как валили АФ-банк. Многие помнят и сам банк, величественный офис которого сейчас пустует около Монумента Дружбы и историю его краха два с половиной года назад. Так вот, дело прошлое, приоткрываю некоторые детали его краха. Банк был обрушен исключительно с помощью вирусных постов в социальных сетях. С начала информационной атаки и до начала обвала через 3 недели, ни одно (НИ ОДНО!) СМИ или информационный сайт даже не дернулся поддержать тему. И только когда банк реально перестал выдавать вклады и деньги с банкоматов, пошло шевеление. Спусковым крючком послужил скандал с инвалидом, который пообещал устроить самосожжение в зале кассового обслуживания банка. Вот только тогда СМИ присоединились к теме. Дальше - больше. Чтобы хоть как-то разрядить ситуацию с вкладчиками, руководство банка не придумало ничего лучшего, чем разослать письма своим клиентам - юридическим лицам, с просьбой досрочно погасить кредиты. Вот тогда от них уже начали в массовом порядке отказываться и юрики. Крах стал неизбежен. Надо ли говорить, что все проблемы банка доводились до 175 тысяч пользователей социальных сетей в режиме реального времени, а через них сарафанным радио, как круги по воде, расходились дальше?

Такой же атаке, в том числе и очень сильно через СС, подвергся и УРАЛСИБ. Но тут орешек оказался крепче. От момента начала атаки до вынужденной продажи акций банка, прошло 9 месяцев. Но результат был достигнут. И даже заступничество Вице-Премьера Республики Марданова, озвученное через БСТ, не спасло ситуацию. А как оно может ее спасти? СС - совершенно параллельный мир, не подчиняющийся административному ресурсу.

Кстати, знаете почему башкирское население республики не любит Хамитова Рустэма Закиевича? Что такого плохого сделал лично Хамитов башкирам? Ничего! Просто с сетями не умеют работать! Башкирское общество, по каким-то непонятным причинам, отчужденное от официальных средств массовой информации, массово интегрировались в СС. Особенно в ВК. И вся информационная жизнь общества проходит там. А власть, увлекшись продвижением Школы блогеров, реально упустило этот момент. И теперь пожинает.

Вопреки домыслам некоторой части истеблишмента, я не занимаюсь сейчас политикой и не имею абсолютно никакого предубеждения ни по отношению к власти, ни лично к руководителю республики, но не мог пройти мимо такого яркого примера влияния СММ на жизнь республики, коль уж речь зашла об этом.

Так что, не совсем правы те, кто снисходительно относится к СММ и к тем, кто активно осваивает новые информационные технологии в этой области. СММ - это очень серьезно.

На снимке:
На мой взгляд, очень остроумный мэм Сергей Соколов, где он изобразил включенный мак Рената Янбекова, после вышеупомянутой дискуссии в ФБ между Кобзевым и уфимскими СММ-щитами.

Tags: блогеры, реклама, смм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments