idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

О ВЫБОРАХ, ДРАМАТУРГИИ И КОСТЕ ЧАДЛИНЕ.



В прошлом году в это время, оказывается проходили выборы. А ещё Константин Чадлин был полноценным участником уфимской фейсбучной блогосферы. Фейсбук сам сейчас об этом напомнил.

А у меня была довольно интересная статья на тему применения драматургических приёмов в предвыборной кампании.

Оказывается, целый год уже прошёл. И про выборы те никто уже не вспоминает (слишком много событий прошедших с тех пор, затмили их) и Костя не рядом с нами. Откровенно, его , конечно же, немного не хватает в Уфе. Пользуясь случаем, хочу поделать, чтобы у него было все хорошо.
А вот прошлогодний пост:

КРЕАТИВНЫЙ КОНТЕНТ ПРОТИВ ФЕЙКОВЫХ АККАУНТОВ И ДРАМАТУРГИЯ ПРОТИВ МНИМОЙ ИДЕОЛОГИИ И ПУСТЫХ ОБЕЩАНИЙ.

Кое-кто из рекламщиков, специализирующихся на работе в социальных сетях очень просили раскрыть технологию и роль драматургии в СММ.

Последний скандал с фейковыми аккаунтами, разразившийся в сети, с легкой руки Владимира Кобзева, https://www.facebook.com/kabzon642642/posts/117386891.. ускорил выполнение мной этой просьбы. Но сразу оговорюсь, что в свете конъюнктуры, писать буду на примере политической рекламы. Хотя приемы рекламы универсальны и драматургических приемы вполне можно применять и при продаже молочных продуктов или квартир.

И еще... Опять же оговорюсь, что под драматургией здесь будет иметься ввиду не пьеса или спектакль, а любое творение, имеющее трехактное действие, сквозную линию, главного героя и драматические перипетии.
Еще в период проведения праймериз от "Единой России", наблюдая со стороны, я был слегка ошарашен тем, что сотни (СОТНИ!) не самых глупых людей республики ринулись в борьбу за голоса ( а другими словами - симпатиями) избирателей, абсолютно пренебрегая всеми законами и технологиями по завоеванию этих голосов (симпатий). До меня с трудом доходило, но я был вынужден констатировать, что выросло целое поколение политиков (или людей, желающих участвовать в политике), которые так извращенно представляют само понятие выборов (завоевание симпатий избирателей).

Ни один из участвующих в праймериз, равно как и ни один из ныне выдвинувшихся кандидатов, не сделал ни одного шага к тому, чтобы избиратели их просто полюбили. Делали и делают все что угодно: участвуют в массовых мероприятиях типа сабантуя или какого-нибудь концерта, делают на фоне этого сабантуя Селфи, выкладывают их в соцсетях, мелькают по телевизору и так до бесконечности.

Сейчас - разгар выборов. И кандидаты, вместо того, чтобы завоевывать симпатии избирателей, занимаются черт знает чем - составляют рекламные макеты, которые никто не будет смотреть, для бесплатной публикации в газеты, которые никто не будет читать, печатают календари, буклеты, плакаты, листовки, которые... Чуть не написал - никто не будет читать. Могут и прочитать, конечно, передергивать не буду, но... Вся эта макулатура тоже не заставит избирателей полюбить кандидата. Было бы очень просто, если бы с помощью листовки или календарика можно было заставить полюбить себя. Хоп - подарил девушке календарик со своим изображением и... она любит тебя! Раз - повесил листовку на ее подъезд со своей фотографией и она жить без тебя не может.

Мне возразят, что, мол, симпатии избирателей к кандидату отличаются от любви девушки к парню. С чего бы это? Потому что он выдает избирателям политические лозунги или обещает подъезд отремонтировать? Не заблуждайтесь! Никого не трогают ваши лозунги и обещания! Думаете им кто-то верит? И даже если бы поверил... Это - не любовь!

Я понимаю, если бы жители Башкирии были бы евреями в рабстве у египтян, а кандидат - Моисеем. И пришел бы он к ним в каменоломни и сказал:
- Я пришел, чтобы дать вам волю! Проголосуйте за меня!

Или Башкирия была бы Францией и разорена столетней войной с Англией и тут появилась бы Жанна Д'Арк и провозгласила:
- Кто любит Францию и меня - за мной!

Тогда - да! Но это уже драматургия. И тут в формировании симпатии масс по отношению к своим лидерам, действуют законы драматургии. Какие? Такие же, какими пользуются сценаристы и режиссеры в своих фильмах при формировании симпатии зрителей по отношению к своих героям. И антипатии - к антигероям. Вы думаете, что зритель сам по себе, так просто начинает любить Джека в фильме Камерона "Титаник" и ненавидеть жениха Роуз? Как бы не так? В арсенале создателей фильмов (а также спектаклей, романов, рассказов и даже детских сказок) куча приемов, искусно используя которые, они заставляют зрителя (читателя) полюбить своего героя. За те два часа, которые идет фильм. Здорово, да?

А у нас кандидаты месяцами чем только не занимаются, но ничего кроме раздражения своих же избирателей не завоевывают. Разве не так?

Я вас уверяю, стоит Ди Каприо заявится по любому из наших башкирских округов и он выиграет, набрав 90 процентов голосов. Причем явка будет стопроцентная. Это Камерон в свое время поработал. Вот бы его в политтехнологи нашим депутатам.

Кстати, в Америке выборы и проходят как один большой непрекращающийся спектакль. Шоу! Потому что там и выборы настоящие и кандидаты и их политтехнологи понимают, что симпатии масс надо завоевывать. Не столько обещаниями и демонстрацией своей приверженности к какой-то идеологии, а просто используя те же технологии, которые используют драматурги и киношники. А у нас - участие в сабантуях, селфи на фоне чего-то, мелькание в телевизоре, абсолютно бесполезные концерты... А еще календарики, буклеты. Кстати, на обратной стороне буклетов пишут, номера, типа, полезных телефонных номеров, которые могут пригодиться: ГорГаз и т д. Это, видимо, чтобы буклет сразу не выкинули. Технологии начала 90-х годов. А потому и итоги выборов у нас больше похожи не на любовь избирателей к депутатам, а на изнасилование последними первых. Причем, в извращенной форме. Все это единственно из-за того, что не умеют заставить себя полюбить.

Меня могут спросить: а причем тут скандал с фейковыми аккаунтами? А вот причем. Любой аккаунт - канал распространения информации. Даже фейковый. И конечно же, Константин Чадлин создавал эти аккаунты не для того, чтобы изображать перед заказчиком бурную деятельность. На самом деле, была создана довольно действенная система по распространению, индексации, искусственного поддержания в топе нужной информации и выявления теплой аудитории доя последующей адресной работе с ней. Своего рода, это был прорыв в создании возможности для распространения информации для оппозиционной партии. В условиях блокады и всяческого задвигания. И Костя здесь, безусловно, молодец.

Но фейковые аккаунты - всего лишь инструмент донесения контента до аудитории. Если сам контент не будет интересным, то никакая индексация даже с помощью тысячи фейковых аккаунтов не поможет завоевать аудиторию. Я не думаю, что Костя и его напарник не понимали этого. Насколько я знаю, у них была своя концепция создания вирусной информации по принципу "Акция-провокация-реакция". Однако, это всего лишь распространение узнаваемости. А вот в завоевании настоящей симпатии ничто не может сравнится с приемами настоящей драматургии. Прецедентов в мировой истории выборных кампаний нет.
Креативный (вирусный) контент, размещенный на аккаунте с очень средним количеством друзей и подписчиков, разойдется гораздо быстрее и широко, нежели с помощью дополнительных инструментов, включая перепосты контента фейковыми аккаунтами. А если контент будет с элементами качественной драматургии, поверьте, об этом в течении короткого времени будет говорить вся республика. А герой условного драматургического произведения, созданного с учетом сетевых реалий, безусловно станет и реальным героем для массового обывателя. А значит и избирателя.

Таким образом, несмотря на прорывной пример Чадлина использования социальных сетей в избирательной кампании, жизнь еще раз демонстрирует, что никакие искусственные инструменты, применяемые для распространения информации в сетях не заменят качественный вирусный контент, который сам для себя и явится каналом и генератором распространения информации. И никакая мнимая идеология, которой пытаются прикрываться у нас кандидаты всех мастей и никакие обещания (в основном, всё же пустые) не заменят завоевания симпатий избирателей с помощью драматургических приемов.

Оригинал поста и интересные комменты здесь:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1597806697180407&id=100008532755813

Так-то.
Tags: выборы, драмматургия, чадлин
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments