idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДРЕВНЕГО БАШКИРСКОГО ОБЫЧАЯ ПРОВОДОВ ВОИНОВ НА ВОЙНУ.


У каждого народа были обычаи проводов своих мужчин на войну и встречи с похода. Был такой обычай и у башкир. Башкиры в 16-м веке добровольно присоединились к Русскому государству на условиях несения воинской повинности и сохранения вотчинных прав на землю.

Вообщем-то, это был уникальный случай в Российской истории, когда целый народ платил дань государству не деньгами, а охраной границ и участием в войнах, которые вело государство.

На протяжении нескольких столетий целый народ воспитывал своих детей сызмальства держать в руках оружие и быть готовым по первому сигналу выступить в поход.

На протяжении нескольких столетий целый народ был постоянно вооружён, потому что должен был выступать в поход со своим вооружением, амуницией и лошадьми.

Такое положение дел не могло не оставить отпечатка на менталитете народа. Именно поэтому во время Гражданской войны башкиры очень легко самомобилизовались и единственные из народов России, создали своё национальное войско.

А во время Великой Отечественной войны 112-я Башкирская кавалерийская дивизия - единственная из многих национальных частей и соединений не была расформирована или разгромлена, а наоборот, получила звание Гвардейской и дошла до Берлина, попутно освободив из концлагеря будущего главу СЕПГ ГДР Эриха Хонеккера.

Также общеизвестен факт, что эта 112-я Башкирская Кавалерийская дивизия имела 76 Героев Советского Союза, что является абсолютным рекордом среди всех сухопутных дивизий РККА во время Великой Отечественной войны.

А во время Отечественной войны 1812-го года Башкирский народ дал стране 28 конных полков. Почти все мужское население Башкирии участвовало в этой войне. Если копнуть шэжэрэ (родословную) любого из современных башкир, то окажется, что прапрапрадед каждого из них участвовал в этой войне и дошёл до Парижа. Мой предок Юнус Идельбаев также участвовал в ней и также дошёл до Парижа.

Сцену проводов именно на Отечественную войну 1812-го года мы решили реконструировать на своём этнотуре "Настоящая Башкирия".

Туристы, переодевшись в старинные воинские костюмы выстраиваются в ряд. Народный артист РБ Раис Низаметдинов изображая столетнего Баик-сэсэна, говорит им напутственные слова с пожеланиями разбить врагов и вернутся домой живыми.

Потом девушки каждому из воинов-туристов преподносят кусочки хлеба "Майли-икмэк". Каждый из уходящих в поход должен откусить именно от своего куска хлеба, запомнить его и положить обратно на поднос. Недоеденный кусок хлеба, согласно поверью, должен будет ждать своего хозяина и это будет залогом того, что воин вернётся домой целым и невредимым.

После этого туристы изображающие воинов вскакивают на коней и троекратно выкрикивают боевой клич бурзянских башкир:
- Актуган!!! Актуган!!! Актуган!!! - и отправляются в поход.

Именно эти моменты программы тура запечатлены на снимках. В походе (то есть на оборудованной стоянке) туристы совершенствуют свой опыт катания верхом на лошадях, упражняются в стрельбе из традиционного лука по мишени с положения стоя и на скаку (кто как может), бьются друг с другом мешками сидя на бревне. Потом пьют горячий чай с липовым бурзянским мёдом и довольные отправляются домой.

По приезду на турбазу их снова встретит Баик-сэсэн и громко поприветствует смелых батыров, вернувшихся с войны. А девушки будут любовно хлопать их по богатырским спинам, наливать напиток героев - медовуху. И конечно же каждый из воинов получит на подносе свой надкусанный кусок хлебушка, который дождался его с похода.

Именно в этот период, по-моему мнению, происходит перевоплощение наших гостей в настоящих башкир - воинственных, храбрых, благородных. Потому что вечером, когда они будут учить башкирские танцы, спины у всех будут прямыми, а взоры орлиными. И неизменное "Эх-кенэ!" звучать из их уст будет очень уж по-джигитски!









Tags: башкиры, воины, настоящая башкирия, обычаи, проводы, этнотур
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments