idelbaev_artur (idelbaev_artur) wrote,
idelbaev_artur
idelbaev_artur

ЕСЛИ ТУРИСТ ПРИЕЗЖАЕТ В БАШКИРИЮ, ЗНАЧИТ ЕМУ НАДО ПОКАЗАТЬ БАШКИРИЮ.


На прошлой неделе произошло очень знаменательное событие - Фестиваль мёда в Бурзянском районе. Комитет по развитию предпринимательства и туризма РБ совместно с Центром развития туризма приурочили к этому мероприятию и организовали промо-тур представителей туристических агенств г. Уфы и соседних регионов на этот праздник. В рамках мероприятия так же был организован круглый стол по проблемам развития туризма в регионе.

Кроме прочих выступили и выразили свой взгляд со стороны редактор журнала "Екатеринбургские авиалинии" Игорь Цалер и известный трэвел-блогер Сергей Анашкевич. Неожиданно интересным и очень насыщенным было выступление представителя участников промо-тура Альбины Зиямбетовой. Она, отмечая несомненные плюсы отдыха в Бурзянском районе, указала на логистические минусы. Уникальнейшая, имеющая в мире всего-лишь два подобных аналога, пещера Шульган-Таш до сих пор не имеет асфальтированной подъездной дороги. Правда, заместитель Главы Администрации района в своих ответах на вопросы отметил, что в 2018-м году, наконец, дорога до Каповой будет построена.

Благодаря любезному приглашению Председателя Комитета по туризму и спикера мероприятия Гилязетдинова Вячеслава Африковича, посчастливилось выступить на Круглом Столе и мне. За два дня до этого я участвовал в сопровождении московских, екатеринбургских и иностранных журналистов и гостей в туре по Бурзянскому району и внимательно изучал их реакцию на достопримечательности и условия, которые предлагает туристам этот район и вся наша республиканская туристическая индустрия в целом.

А еще, пользуясь случаем спрашивал, спрашивал, спрашивал. Проводил своего рода маркетинговое исследование на живых людях. Кстати, потом Игорь Цалер и Сергей Анашкевич практически полностью использовали материалы наших бесед и свои ответы на мои вопросы в своих выступлениях.

Мне же тоже было что сказать на Круглом Столе и общение с гостями накануне на тему развития туризма в Башкортостане утвердили меня в кое-каких моих убеждениях и дополнили их. О чем я говорил на Круглом Столе? Так как времени каждому из выступающих там давалось немного и аудитория была узкая, поделюсь своими мыслями здесь.

НАША РЕСПУБЛИКА ДОРОСЛА ДО НОВОГО УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА.

Сказать, что организации туризма в республике нет или она организована плохо, будет неправильным. В Бурзяне, да и вообще в восточном туристическом кластере это видно наглядно. Поток туристов есть и он неплохой. Но... Этот поток, в основном, внутренний - из Башкортостана и преимущественно из Уфы.

Кадры с круглого стола по развитию туризма в РБ.

Это органично. Как можно замахиваться на иностранного туриста или хотя бы туристов из соседних регионов или Москвы, когда есть внутренний потенциал? Туристический рынок у нас в республике до недавнего времени развивался стихийно, если не сказать хаотично. И это наложило свой отпечаток и на его особенность.

Туристические базы и агенства самого привлекательного района республики предлагают в основном те виды туристических услуг и такого уровня комфорта, которые приемлемы для среднего массового туриста из самой республики. Ну прежде всего из Уфы. Летом это - сплавы, экскурсия в Шульган-Таш и в Башкирский заповедник по плохим дорогам и проживание в средненького уровня туристических домиках с удобствами на улице и без душа. Ну и еще с комплексным питанием такого же среднего уровня и среднестатистическим меню.

И неприхотливого среднего башкирского туриста это устраивало. А раз устраивало, то и агентствам казалось, что это нормально. Но на самом деле уже сейчас это не нормально. В последние три года в России, по понятным причинам, резко начал развиваться внутренний туризм. Открываются новые маршруты, реконструируются старые. Развитие информационных технологий и логистики открывают грандиозные возможности для расширения клиентской базы без длинной и неповоротливой цепочки туроператоров и туристических агентств по всей России и даже из зарубежа. Но инфраструктура не готова.

И дело даже не в отсутствии теплых туалетов, потому что кое-где они уже есть. Дело абсолютно в другом. Отсутсвует то, что бы нас отличало от других регионов и было бы привлекательно для внешнего туриста.
Сплавы есть почти везде, гостевые домики с комплексными типовыми обедами и даже теплыми и чистыми туалетами вдоль всех российских трасс пруд пруди. Для этого необязательно ехать в Башкортостан. Вот это отсутствие услуг, отличных от предоставляемых туристической индустрией других регионов, нас сегодня губит.

И если наши туристические агенства и турбазы это не поймут и быстро не перестроятся, то очень значительный поток туристов пойдет мимо нас.

В ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ НАШЕ ОТЛИЧИЕ?

Из многочисленных бесед с гостями, приехавшими на отдых в нашу республику выкристаллизовывается один единственный ответ - приезжая в Башкирию турист хочет увидеть... Башкирию. Как бы, мой жизненный опыт и мужская интуиция и раньше подсказывали мне, что это так, но сейчас я полностью уверился в этом.
Сплавы, экскурсии, чистые теплые номера с кондиционерами, туалетом и душем - это хорошо. Это - необходимый и обязательный элемент туриндустрии. Но нужно что-то еще, чего внешний турист не увидит больше нигде, кроме Башкирии.

Что это может быть? Только башкирский колорит! А в чем он состоит, чем он отличается от других колоритом и какие ожидания внешний турист вкладывает в это понятие. Путем многочисленных расспросов, удалось не то, чтобы понять, а еще раз убедится, что нашей отличительной чертой является то, с чем нас ассоциируют и хотят видеть потенциальные туристы - кочевая культура. Это - кони, кумыс, юрты (настоящие войлочные), национальная еда из национальной посуды с использованием национальных традиций, луки, стрелы, амазонки. А еще мёд и продукты пчеловодства. А для иностранцев еще - русская баня с веником.


Гости с изумлением смотрят за процессом выемки мёда из борти. Бортевое пчеловодство - настоящее туристическое достояние Башкортостана. Оно сохранилось только у нас в первозданном виде. Но в последние годы его возраждают в Польше, Прибалтике именно с целью привлечения туристов. Если будем продолжать хлопать ушами, того и гляди, присвоят и перенаправят поток туристов к себе.

Башкортостан - самый западный регион в мире, который может все это продемонстрировать. После нас только Казахстан, Тува с Алтаем и Монголия. Но Монголия и Казахстан - это уже другие страны, а Тува и Алтай - далеко.

Вроде просто? Ан нет. На всем протяжении от Уфы до Шульган-Таша нет ни одной базы, которая бы могла предложить полное погружение в башкирскую кочевую культуру в сочетании с современным сервисом.

Есть у нас хоть одна база, которая может предложить обед из полностью национальных блюд в традиционной посуде в войлочной юрте? И чтобы каждый раз разное меню, но из национальной кухни? И чтобы дворик базы был оформлен соответственно с учетом всех мелочей? И чтобы кони были, и борти настоящие стояли и мед тут же можно было попробовать? Нету! Конные прогулки предлагают только базы Гончарова (низкий поклон ему за то, что развивал это направление несмотря ни на что не только в тучные, но и в трудные времена) и в "Арском камне".

Вы можете себе представить, что вы приехали в Финляндию и вас не покатали на оленях и лайках и не покормили рыбой? А в Норвегии - лососем и лосятиной в стилизованном охотничьем домике? А в Армении не повели дегустировать вино в винные погреба под старинными башнями? То-то же!

Те, кто совершал автомобильные прогулки по Австрии помнят, что там вдоль дорог на ровных как стол лужайках с травой, как будто газонной, пасутся красивые черно-пестрые коровы. И пасут их пастушки в традиционных альпийских пастушьих одеждах с шляпами с пером и рожками. Оказывается это правительство Австрии стимулирует своих фермеров таким скот так красиво, оплачивая за каждую корову по 800 € в год, лишь бы те вот так вот красиво их пасли радуя глаз туристов. Колорит, чё.

Резюме главки: всем нашим агентствам, турбазам и гостевым домикам, если хотят подпасть под маршруты потоков туристов из-за пределов республики, срочно нужно включать в свои программы и декорирование мест стоянок - башкирский колорит. Чем традиционнее, лубочнее и мимимишнее, тем лучше.

Башкирского, в том числе уфимского, туриста это не поразит. В той же Уфе, например, лисьих шапок на квадратный метр больше, чем в Бурзяне. А вот на внешнего туриста впечатление произведет.

Медовуха, как выяснилось из нашего трёхдневного тура, тоже является полноценной визитной карточкой Бурзянского района.

ЗИМНИЙ ТУРИЗМ.

Пришлось столкнутся еще и вот с такой проблемой - наши турбазы в Бурзяне ориентированы, в основном, на летний туризм. Осень, зима и большая часть весны для них просто пора выживания. Но так нельзя! Если есть инфраструктура, а тем более наличие номеров с душем, теплыми чистыми туалетами, а еще и баня во дворе - смело нужно развивать зимний отдых.

В настоящее время львиную долю потока этим базам составляют сплавщики. Зимой, известно, сплава нет. Поэтому нет и движухи. Нужно приучить людей приезжать отдыхать и зимой, предлагая активные зимние виды отдыха. Что? Снегоходы - хорошо. Например, для туристов из Турции и других теплых стран это могло бы быть экзотикой. Но для москвичей и гостей из соседних областей лучше все то же катание на лошадях.

Есть такая турбаза под Белорецком, называется "Малиновка". Там ничего нет, даже электричества. И даже природа по сравнению с другими местами этого же района убогеньковатая (хотя может у меня глаз уже замылился). И домики гостевые не самые финдеперстовые. Но зато есть верховые лошади для конных прогулок. И туда всегда очередь! Просто из-за того, что там есть возможность покататься верхом. Так-то!

Резюме главки: наши турбазы не должны боятся зимы. Зима - не межсезонье, а интересный активный туристический период для гостей из теплых стран, да и соседних регионов, которым интересен наш колорит.

НА ЧТО ЕЩЕ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?

Есть еще несколько пунктов, на которые обязательно нужно обратить внимание владельцам баз. Это:

1. Наличие качественного и быстрого интернета. Большинство горожан просто больны интернетом. Да и просто хочется побыстрей выложить фотки и свои впечатления в Инстаграм и другие сети. Это к тому же мощный канал рекламы и продвижения самих турбаз. Поэтому экономить на проведении вай-фая не стоит;

2. Душ. На некоторых базах есть туалеты в гостевых домиках, но нет душа. Баня во дворе современному горожанину никогда не заменит душ. Особенно женскому полу. Ну действительно, не пойдут же они с утра в баню вместо душа. Поэтому, если уж система канализации и теплой воды в доме проведены, то сделайте и душ тоже.

Как-то так.

Tags: Башкирия, медовуха, туризм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments